Урок "Основные понятия БД "

 

 

Любой из нас, начиная с раннего детства, многократно сталкивался с «базами данных». Это — всевозможные спра­вочники (например, телефонный), энциклопедии и т. п. За­писная книжка — это тоже «база данных», которая есть у каждого из нас.

Базы данных представляют собой информационные модели, содержащие данные об объектах и их свойствах. Базы данных хранят информацию о группах объектов с одинаковым набором свойств.

Например, база данных «Записная книжка» хранит информацию о людях, каждый из которых имеет фамилию, имя, телефон и так далее.  Библиотечный каталог хранит информацию о книгах, каждая из которых имеет название, автора, год издания и так далее.

Информация в базах данных хранится в упорядоченном виде. Так, в записной книжке все записи упорядочены по - алфавиту, а в библиотечном каталоге - либо по алфавиту – алфавитный каталог), либо по области знания (предметный каталог).

 

 

  

 

 

База данных (БД) - это информационная модель, позволяющая в упорядоченном виде хранить данные о группе объектов, обладающих одинаковым набором свойств.

 

 

Существует несколько различных структур информационных моделей и соответственно различных типов баз данных: табличная, сетевая, иерархическая (см. модели).

 

 Иерархические базы данных

 

Иерархические базы данных графически могут быть представлены как перевернутое дерево, состоящее из объектов различных уровней. Верхний уровень (корень дерева) занимает один объект, второй — объекты второго уровня и так далее.

Между объектами существуют связи, каждый объект может включать в себя несколько объектов более низкого уровня. Такие объекты находятся в отношении предка (объ­ект, более близкий к корню) к потомку (объект более низкого уровня), при этом объект-предок может не иметь потомков или иметь их несколько, тогда как объект-потомок обязательно имеет только одного предка. Объекты, имеющие общего предка, называются близнецами.

 

Например: иерархической базой данных является Каталог папок Windows, с которым можно работать, запустив Проводник. Верхний уровень занимает папка Рабочий стол. На втором уровне находятся папки Мой компьютер, Мои документы, Сетевое окружение и Корзина, которые являются потомками папки Рабочий стол, а между собой является близнецами. В свою очередь, папка Мой компьютер является предком по отношению к папкам третьего уровня - папкам дисков (Диск 3,5(А:), (С:), (D:), (E:), (F:)) и системным папкам (Принтеры, Панель управления и др.)

  

    Сетевые базы данных

 

Сетевая база данных является обобщением иерархической за счет допущения объектов, имеющих более одного предка. Вообще, на связи между объектами в сетевых моделях не накладывается никаких ограничений.

Сетевой базой данных фактически является Всемирная пауmuнa глобальной компьютерной сети Интернет. Гиперссылки связывают между собой сотни миллионов документов в единую распределенную сетевую базу данных.

 

Табличные базы данных

 

Табличная база данных содержит перечень объектов одного типа, то есть объектов, имеющих одинаковый набор свойств. Такую базу данных удобно представлять в виде двумерной таблицы: в каждой ее строке последовательно размещаются значения свойств одного из объектов; каждое значение свойства — в своем столбце, озаглавленном именем свойства.

 Рассмотрим, например, базу данных:                                                                 Телефонный справочник

Фамилия

Адрес

Телефон

1

Иванов В.В.

Серова, 5 12

4325345

2

Петров И.И.

Седова, 3-21

3454365

3

Сидоров С.С.

Мира, 33-17

3454354

 

Столбцы такой таблицы называют полями; каждое поле характеризуется своим именем (именем соответствующего свойства) и типом данных, представляющих значения данного свойства.

 

 

 

Поле базы данных - это столбец таблицы, содержащий значения определенного свойства

 

 

Строки таблицы являются записями об объекте; эти записи разбиты на поля столбцами таблицы, поэтому каждая запись представляет собой набор значений, содержащихся в полях. 

 

 

 

Запись базы данных - это строка таблицы, содержащая набор значений свойств, размещенный в полях базы данных.

 

 Каждая таблица должна содержать, по крайней мере, одно ключевое поле, содержимое которого уникально для каждой записи в этой таблице. Ключевое поле позволяет однозначно идентифицировать каждую запись в таблице.

 

Ключевое поле - это поле, значение которого однозначно определяет запись в таблице.

 

 В качестве ключевого моля чаще всего используют поле, содержащее тип данных счетчик. Однако иногда удобнее в качестве   ключевого   поля   таблицы   использовать   другие поля: код товара, инвентарный номер и т. п.

Телефонный справочник

Имена полей

Фамилия

Адрес

Телефон

Запись 

1

Иванов В.В.

Серова, 5 12

4325345

Запись 

2

Петров И.И.

Седова, 3-21

3454365

Запись 

3

Сидоров С.С.

Мира, 33-17

3454354

 

Ключевое      

     поле        

 

Поле  

 

Поле  

 

Поле  

 Тип поля определяется типом данных, которые оно содержит. Поля могут содержать данные следующих основных типов:

  •   счетчик — целые числа, которые задаются автоматически при вводе записей. Эти числа не могут быть изменены пользователем;

  •   текстовый — тексты, содержащие до 255 символов;

  •  числовой — числа;

  •  дата/время — дата или время;

  •  денежный — числа в денежном формате;

  •  логический — значения Истина (Да) или Ложь (Нет);

  •  поле объекта OLE  - изображение или рисунок

  •  гиперссылка — ссылки на информационный ресурс в Интернете (например, Web-сайт).

 

Поле каждого типа имеет свой набор свойств. Наиболее важными свойствами полей являются:

  •  размер поля - определяет максимальную длину текстового или числового поля;

  • формат поля - устанавливает формат данных;

  • обязательное поле - указывает на то, что данное поле обязательно надо заполнить

 

Система управления базами данных Access (СУБД)

  Назначение и основные функции

 

Развитие информационных технологий привело к созданию компьютерных баз данных. Создание баз данных, а также операции поиска и сортировки данных выполняются специальными программами -   системами  управления  базами  данных (СУБД).

 

Таким образом, необходимо различать собственно базы данных (БД), которые являются упорядоченными наборами данных,   и   системы  управления   базами   данных - программы, управляющие хранением и обработкой данных.

 

 

 

Система управления базами данных (СУБД) - это программа, позволяющая создавать базы данных, а также обеспечивающая обработку (сортировку) и поиск данных.

 

 

Системой управления базами данных является приложение Access, входящее в Microsoft Office.

 

  Интерфейс программы Access 

В Access используется стандартный для среды Windows&Office многооконный интерфейс, но в отличие от других приложений, не многодокументный. Единовременно может быть открыта только одна база данных, содержащая обязательное окно базы данных и окна для работы с объектами базы данных. В каждый момент времени одно из окон является активным и в нем курсором отмечается активный объект.

 

Окно базы данных — один из главных элементов интерфейса Access. Здесь систематизированы все объекты БД: таблицы, запросы, формы, отчеты, макросы и модули.

   

       Перемещение между записями можно осуществлять с помощью мыши, клавиш управления курсором или полосы прокрутки. Для быстрого перемещения между записями в базе данных можно использовать кнопки перемещения на панели Запись, которая находится в нижней части окна таблицы.

 

 

  

Объекты  в  СУБД  Access:

·   Таблица. В базах данных вся информация хранится в двумерных таблицах. Это базовый объект БД, все остальные объекты создаются на основе существующих таблиц (производные объекты).

·    Запросы. Запросы предназначены для отбора данных на основании заданных условий. С помощью запроса из базы данных можно выбрать информацию, удовлетворяющую определенным условиям.

·   Формы. Формы позволяют отображать данные, содержащиеся в таблицах или запросах, в более удобном для восприятия виде. При помощи форм можно добавлять в таблицы новые данные, а также редактировать или удалять существующие. Форма может содержать рисунки, графики и другие внедренные объекты.

·  Отчеты. Отчеты предназначены для печати данных, содержащихся в таблицах и запросах, в красиво оформленном виде.

·  Макросы. Макросы служат для автоматизации повторяющихся операций. Запись макроса производится так же, как в других приложениях, например как в приложении Word.

·   Модули. Модули также служат для автоматизации работы с БД. Модули еще называют процедурами обработки событий и пишутся на языке VBA.