Урок  "Линейные алгоритмы"

 

Решение любой задачи на ЭВМ необходимо разбить на следующие этапы:

 

   1) разработка алгоритма решения задачи,
   2) составление программы решения задачи на алгоритмическом языке,
   3) ввод программы в ЭВМ,
   4) отладка программы (исправление ошибок),
   5) выполнение программы на ПК,
   6) анализ полученных результатов.

 

 

    Линейным называется алгоритм, в котором выполняются все этапы решения задачи строго последовательно.

 

 

На практике линейные алгоритмы в чистом виде встречаются редко:

    1) при расчете арифметических и алгебраических выражений

    2) при расчете по формулам

    3) при решении ряда бытовых задач.

 

Работа с переменными

 

        Переменная - это область в памяти компьютера, где хранится некоторое значение. Каждая переменная имеет имя, значение и тип.

 

        Имя (идентификатор) переменной английской буквой, после которой может быть цифра, причем первой стоит буква, например: x, y, z, A1, B2

 

       Операция передачи новых данных в переменную называется присваиванием и обозначается в QBasic знаком "=", например,  x = 10

 

ПРИМЕР 1.

 

Напишем алгоритм в форме блок-схемы для решения линейного уравнения:  5х – 2 = 0.  

Корень линейного уравнения вычисляется  х = -2/5.

 

                                              

Какое свойство алгоритма не было выполнено?

       

       Изменим наш алгоритм (блок-схему) так, чтобы решить линейное уравнение в общем виде:  ах + b = 0  

       Корень линейного уравнения в общем виде вычисляется  х = -b /a

 

 

Напишем программу для ПК на Basic

 

 LET  a = 5

 

 LET  b = -2  

 

  LET  х = -b /a

 

 

            Если мы введем такую программу в компьютер и запустим ее на вычисление, программа выполнит заданные действия, но результата мы не увидим. Изменим наш алгоритм так, чтобы он выводил на экран результат. Для этого мы должны использовать стандартную процедуру вывода данных    

 

 

 

 

LET  a = 5

 

 LET  b = -2

 

 LET  х = -b /a

 

 PRINT  x

 Садимся за свой ПК,  вводим программу и запускаем ее на выполнение. Для этого нам понадобятся  следующие

 

 

КОМАНДЫ      БЕЙСИКА

 

[Alt] + [Enter]  раскрыть окно во весь экран

 

[F5]  выполнить

 

 

 

 

Теперь изменим наш алгоритм так, чтобы он не только выводил на экран результат, но и вычислял значение х для любых a и b. Для этого используем стандартную процедуру ввода данных

 

 

 

 

 INPUT   a   

 

 INPUT   b   

 

 

 LET  х = -b /a  

 

 

 PRINT  x

 

Садимся за свой ПК,  редактируем набранную программу и снова запускаем ее на выполнение.

 

 

 Для проверки введем следующие данные:

            а = 3    b = 9                                          

            а = 10  b = -5

 

           

        Уже лучше, не так ли? Но что-то, все-таки, не хватает. А не хватает инструкций. Программы нужно составлять таким образом, чтобы не только Вы, но и все, кто будет пользоваться Вашей программой, знали, что и когда нужно делать. Давайте изменим нашу программу следующим образом:

 

 

PRINT  “Решение линейного уравнения “  

 

INPUT   “Введите значение а: “, a  

 

INPUT   “Введите значение b: “, b  

 

 

LET    х = -b /a  

 

PRINT  “Значение х = “, x

Садимся за свой ПК,  редактируем набранную программу и снова запускаем ее на выполнение.

 

КОМАНДЫ      БЕЙСИКА

 

ПРАВЫЙ  [Shift Ý] + [Ctrl]         перейти на русский язык

ЛЕВЫЙ   [Shift Ý] + [Ctrl]           перейти на английский язык

 

          

           

          Так намного лучше! Конечно, это простая программа, но при написании более сложных программ нужно использовать комментарии. Для написания комментария нужно использовать .

 

 

Домашняя работа - выучить команды, составить блок-схему и программу для следующих задач:

    Задача 1. Бюджет семьи составляет 18 000 рублей в месяц, а расходы на содержание жилья составляют 36% от бюджета. Сколько рублей в месяц расходуется на жилье и сколько остается на все остальное? (бюджет семьи - входные данные, расходы на жилье и расходы на жизнь - выходные данные).

    Задача 2. Вычислить площадь прямоугольника. (длины сторон прямоугольника - входные данные, площадь - выходные данные).