УРОК  "Информационные процессы"

 

Ответьте на вопросы:

-  Каким образом может осуществляться восприятие информации?

- Что нужно сделать, чтобы информация появилась?

- Что я могу с ней сделать?

 

 

Процессы, связанные с получением, хранением, обработкой и передачей информации, называются информационными  процессами.

 

I. Передача и получение информации

 

I. Передача и получение информации.

 

В процессе общения с другими людьми человек передает и получает информацию.

 

Человек начал использовать информацию уже на самых первых этапах своего существования.

В доисторический период, когда люди добывали пищу в основном за счет охоты, они криками предупреждали друг друга об опасности, призывали на помощь, голосом, свистом или стуком в подобие барабана подавали сигналы для согласованного нападения на крупную добычу и т. д.

В дальнейшем старшие и более опытные стали учить молодых изготавливать каменные и костяные орудия, обучали их практическим приемам охоты и др. Таким образом, появилась осмысленная речь, а с ней и возможность передавать другим опыт и знания, т. е. способность обмениваться информацией.

Естественно, что жрецы, шаманы и им подобные не желали делиться информацией с непосвященными, наоборот, они очень ревниво и тщательно охраняли свои таинства и мистерии, так как только благодаря обладанию информацией, недоступной другим, они сохраняли свое привилегированное положение. К сожалению, подобное положение с владением полезной информацией и извлечением из этого каких-то преимуществ имело место не только в древние времена, но и в последующие периоды.

Затем человек стал обрабатывать почву и сеять хлеб, смог приручить диких животных, научился строить жилища, короче говоря, человек стал не просто брать готовое, а начал сам производить то, что ему необходимо. Так начался прогресс человечества и его быстрое развитие.

 

 Значение информации в наши дни возросло во много раз.

 

Кто владеет информацией, тот владеет миром. Натан Ротшильд

 

Человек живет в мире информации. Информация содержится везде.

- А каким образом вы получили информацию сегодня?

 

Во всех приведенных примерах всегда присутствуют два объекта: это источник информации и приемник информации.

Например: на небе появилась туча. Это признак того, что может пойти дождь. Но когда человек, увидев эту тучу, берет в руки зонт, эта тучка превращается для человека в источник информации. С такой информацией нам приходится иметь дело на интуитивном уровне. Мы уже приучены делать выводы из явлений окружающей нас действительности и выполнять определенные действия.

 

Таким образом, передачи и получение информации происходит по следующей схеме

Источник

информации

Канал связи

Приемник

информации

Посылает сообщение

Передает сообщение

Принимает сообщение

 

Источники и приемники информации могут быть:

одушевленными (животное, человек) и  неодушевленными (ПК, телевизор)

явными (учитель - ученик) и  косвенными (шум воды может говорить о близости водопада)

 

 

Для передачи информации используют сигналы и знаки. Знаки являются носителями смысловой информации в социальных и коммуникативных системах, а сигналы – носителями информации в технических, социотехнических и биологических системах и средах.

 

Классификация сигналов

  по физической природе (электромагнитный, световой, тепловой, звуковой, механической, биохимический)

  по способу восприятия (зрительный, аудиальный, осязательный, обонятельный, вкусовой)

 

Каналом связи - между приемником и источником может быть как телекоммуникационный канал, так и воздух, переносящий звуковые и радиоволны.

 

 

Характерные черты информации:

 

Информация – это нематериальная субстанция, но передается она с помощью сообщений, состоящих из материальных носителей: знаков, сигналов и физических процессов, которые изменяются с течением времени.

 

Если сообщение не несет полезной информации, то оно несет шум.

Информация может превращаться в шум, и наоборот, шум может превращаться в информацию. Привести примеры.

 

 

II. Хранение информации

 

Человек хранит информацию в памяти (в уме). Однако это ненадежный носитель информации, потому что человек нередко что-то забывает. Память человека можно назвать оперативной (быстрой). Иногда мы называем свою память внутренней.

Тогда информацию, сохраненную на внешних носителях можно назвать внешней. Чаще всего человек записывает необходимую ему информацию на бумаге. Носителями информации можно назвать также справочник, газету, дискету, магнитную ленту, лазерный компакт диск, жесткий диск (винчестер), флэш-карту и т.д.

Именно  с помощью внешних носителей люди передают свои знания из поколения в поколение.

 

 

III. Обработка информации

 

Полученная человеком информация в форме зрительных, слуховых и других образов хранится в его памяти. Человеческое мышление можно рассматривать как процессы обработки информации в мозгу человека. На основе информации, полученной с помощью органов чувств, и теоретических знаний, приобретенных в процессе обучения, человек создает информационные модели окружающего мира. Такие модели позволяют человеку ориентироваться в окружающем мире и принимать правильные решения для достижения поставленных целей.

         

            – получение новых данных

Вычисление. Решение задачи – найти гипотенузу прямоугольного треугольника, по двум сторонам.

 Логическое рассуждение. Доказательство теоремы

 Поиск – поиск в книге, компьютере, интернете и т.д.

 

        - преобразование данных

 Кодирование – преобразование из одной формы в другую (азбука Морзе…)

 Сортировка – упорядочивание (например, по алфавиту)

  Структурирование – представление в виде графа или таблицы

 

 

Домашнее задание:  учебник 3, заполнить таблицу:

 

Пример

Вид информации

 

Носители

По способу восприятия

По форме представления

Задача по алгебре

     

Письмо

     

Картина

     

Опера

     

Радиопередача

     

Телевиз. передача

     

Аромат сирени

     

Вкус лимона

     

Желтый цвет

     

Букет цветов