УРОК  "Информация и ее свойства".  

                  

Понятие информация

 

Важнейшими сущностями окружающего нас мира (абстрактными понятиями) являются вещество, энергия и информация. Вещество – это все, что нас окружает (вода, земля, воздух …). Энергия – это то, что приводит наш мир в движение. Вещество и энергия изучаются на таких предметах как физика, биология, химия и др.

Задачами же предмета Информатика является изучение третьего кита - ИНФОРМАЦИИ.

Информация – это настолько глубокое и общее понятие, что его нельзя объяснить одной фразой. В это слово вкладывается разный смысл в технике, науке. и  в  жизни.

- А что вы понимаете под информацией?

-  А теперь подумайте, почему явление одно, а называют ее разными словами? Наверно потому, что до сих пор не могут определит, что же такое информация.

-   Давайте понаблюдаем то, что мы видим за окном. Что вы сказать о природе? (Наступила осень.)

- Но почему вы решили, что наступила осень? (Листья желтые, похолодало, постоянно накрапывает дождь.)

-   Но ведь нигде не написано, что это признаки осени. (Но мы знаем, что все это означает: наступила осень.)

- Поэтому и получается, что, то знание, которое мы извлекаем из окружающей действительности и есть информация.

       

Информация - это смысл, содержащийся в объектах окружающей действительности.

 Термин информация происходит от латинского слова informatio, которое означает пояснение, изложение.

 

Для того чтобы обладать информацией, необходимо извлекать этот смысл, основное содержание объективной действительности для удовлетворения своих информационных потребностей.

 

Собранная человечеством и хранящаяся в книгах информация называется сведениями.

Читая книги, мы извлекаем из них информацию. Из одной и той же книги разные люди извлекают разную информацию. Даже один и тот же человек, читая одну и ту же книгу, может каждый раз извлекать разную информацию.

Извлеченная информация обрабатывается и сохраняется в головном мозге человека и становится его знаниями. Не вся информация может стать знаниями человека, часть может быть утеряна, а часть обогащена имеющимися знаниями человека.

Знания можно сохранять на бумаге (в тетради, книге и т. д.), тогда для другого человека, все эти знания будут сведениями.

Получается такая цепочка:

 

 

Свойства  информации

 

Предметное содержание информации позволяет уяснить ее основные свойства:

Объективность информации - Информация – это отображение окружающего мира, а он существует независимо от нашего сознания, знаний и мыслей о нем.

ПРИМЕРЫ:

1)      Фома неверующий

2)       Игра Глухой телефон

 

Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию неправильных решений.

ПРИМЕРЫ:

1)      Пропущено занятие, подруга говорит, что ничего не задано.

2)      Скачали информацию в Интернете

 

Информация полна, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Неполнота информации сдерживает   принятие   решений   или   может   повлечь   ошибки.

ПРИМЕРЫ:

1)      Пропущено занятие, подруга говорит, что  задан только параграф и забывает про задачи.

2)      На улице 200С   (не понятно + или -)

 

         Актуальность (своевременность) важность, необходимость для данного времени.  Актуальную информацию важно  иметь   при   работе   в   изменившихся   условиях.

        ПРИМЕРЫ:

1)       Предупреждение накануне о контрольной работе

2)       Прогноз погоды на завтра актуальнее прогноза на вчера

 

Полезность (ценность) зависит от потребностей конкретных людей и от тех задач, которые можно решать с помощью полученной информации.

ПРИМЕРЫ:

1) В расписании уроков указаны занятия для всех классов, для вас ценна информация лишь о ваших уроках

2) Просмотрен документальный фильм про Петра 1. На уроке информатике он ценности не имеет, но на уроке истории - имеет.

 

Понятность. Если ценная и актуальная информация выражена непонятными словами, она может стать бесполезной. Информация становится понятной, если она выражена языком, на котором говорят те, кому предназначена эта информация.

ПРИМЕРЫ:

1)      Дошкольник спрашивает у старшеклассника: "Как светит лампочка?". В ответ слышит: "Существует две теории света – волновая и корпускулярная. Согласно первой …".

2)      Объяснять материал на китайском языке.

 

В следующих примерах определите свойства встречающейся информации:

q    На следующий день учительница вывесила правильные решения всех задач…

q    Идет контрольная работа по математике. Вы попросили у соседа решение задачи. Шпаргалка содержала полное и правильное решение, но ... на японском языке.

q    Один персидский царь, собираясь завоевать соседнее государство, обратился к оракулу с вопросом: “Что произойдет, если я со своим войском переправлюсь через пограничную реку?” Оракул ответил: “Государь, ты разрушишь великое царство”. Удовлетворившись таким предсказанием, завоеватель переправился со своим войском через реку и был разгромлен войском противной стороны. В гневе он обратился к оракулу, обвиняя того в обмане. На что оракул ответил: “Государь, а разве твое царство было не велико?”

 

Приведите примеры:

  достоверной, но неактуальной информации;

  актуальной, но недостоверной информации;

  полной, достоверной, но бесполезной информации;

актуальной, но непонятной информации.